Круговой маршрут по Словакии: замки и не только
16 сентября 2020

Круговой маршрут по Словакии: замки и не только

Александр Стежкин
Александр Стежкин

Instagram: @free2trip

7050
6 минут

Чехия и Словакия – две половинки некогда единого государства. Они имеют так много общего и одновременно такие разные. Многие не понаслышке знают о замках Чехии. Словакия же недооценена, и в этом её несомненное преимущество, выраженное как в низких ценах, так и в отсутствии толп туристов. Расскажем о малоизвестной Словакии – впереди маршрут по самым красивым замкам страны! 

Аренда автомобиля для изучения этих стран – отличный вариант, удобный и недорогой, особенно, если путешествовать компанией. Братислава являлась начальной и конечной точкой моего кругового путешествия по стране. Далее – уже Чехия, но это совсем другая история.  

Замков Словакии, к удивлению, набралось много и самых разных – больших и маленьких, замков-крепостей и замков-дворцов, замков на вершине горы и замков у воды.

Братислава

Итак, начнём с Братиславы – не самой популярной для туристов мировой столицы. По словам местных жителей, подтверждённых моими личными ощущениями, этот город – скорее перевалочный пункт для путешествий как по самой Словакии, так и по соседним странам. На мой взгляд, день-полтора здесь провести всё же стоит. Помимо традиционной обязательной прогулки по историческому центру, внимания достойны Братиславский град – монументальный замок, примечательный не только красивой архитектурой, но и панорамами города, а также монумент Славин – в честь солдат Советской армии, принимавших участие в освобождении Словакии от немецких захватчиков во время Второй мировой войны, за высокую смысловую наполненность и панорамный обзор города.

Девин (Devínsky hrad)

В 20 минутах езды от Братиславы расположен замок Девин – весьма интересное место не только благодаря своей истории, но и расположению. Само фортификационное сооружение ведёт свою историю ещё с римских времён, а в руины его превратила не кто-нибудь, а наполеоновская армия. В 20 веке здесь проходил участок границы между капиталистическим и социалистическим блоками стран – замок стоит на слиянии рек Дуная и Моравы, а на другой стороне, всего в нескольких сотнях метров, – Австрия.

Если двигаться на север, в сторону промышленного центра Жилины, до которой чуть менее 200 км, можно встретить сразу ряд интересных архитектурных объектов – руины замка Тематин, руины Чахтицкого замка и красавец-замок в городе Тренчин. В настоящее время Тренчьянский Град разместил музей, а сама крепость очень эффектно просматривается с трассы. В самой Жилине тоже есть замок – Будатинский Град, небольшой и аккуратный, также музей в наши дни. 

Лиетава (Lietava)

Я же хотел бы отдельно остановиться на замке Лиетава, что находится в 23 км от Жилины. Несмотря на то, что от замка до наших дней дошли только руины, они поддерживаются в весьма хорошем состоянии и позволяют оценить мощь крепости, ведущей своё летоисчисление аж с 13 века. Замок находится на холме, в который ещё необходимо забраться пешком от одноимённой деревни Лиетава, что оберегает его от повышенного внимания туристов. Подъём и правда предстоит непростой – пара километров в гору, особенно зимой, не покажется легкой прогулкой. По пути встретятся лишь местные жители со своими домашними питомцами. С холма открываются эффектные виды на Нижние Татры и окрестные леса. Подъём ранним утром позволит застать восхитительный стелющийся туман на дне горных долин. 

Кстати, неподалеку от Лиетавы находится известный спа-курорт Раецке-Теплице (Rajecké Teplice), знаменитый своими термальными источниками. Это отличное место, чтобы остановиться на пару дней и заняться собой, а затем уже продолжить свое путешествие.

Оравский замок (Oravský hrad)

В часе езды (около 80 км) от Лиетавы на на северо-восток расположен великолепный Оравский замок. Это, без сомнений, одно из самых эффектных архитектурных сооружение центральной Европы. Крепость отличает вертикальная протяжённость – здания, его формирующие, располагаются сразу на нескольких уровнях по высоте отвесной скалы. У замка насыщенная судьба – он перестраивался, горел, восстанавливался и даже снимался в кино, в частности в одной из первых экранизаций Дракулы (1921 года), а также в недавнем сериале «Дракула».

Татры

Находясь на севере Словакии, вы должны провести прекрасные моменты в окружении красивейшего природного парка Высокие Татры, наивысшей части горной системы Карпаты. На время можно забыть о рукотворных творениях и предаться единению с природой. Татры отличают ярко выделяющиеся горные вершины, живописные долины и яркие-яркие закаты. По насыщенности малиновых оттенков местным закатам равных точно нет. 

Стоит посетить Штрбске-Плесо (Štrbské Pleso) – живописное озеро на высоте около 1300 метров. Зимой там катаются на лыжах и сноуборде, а летом занимаются пешими походами по окрестным маршрутам. Место очень туристическое, поэтому найти бесплатную парковку будет задачей.

В 40 километрах до города Прешов (Prešov) раскинулся настоящий исполин среди замков – Спишский Град (Spišský hrad), крупнейшая крепость центральной Европы. Он был лишь частично восстановлен после пожара, поэтому большая его часть сейчас пустует, окружённая крепостной стеной. Прекрасные пейзажи Карпат так захватили меня, что к Спишскому замку я доехал лишь к закату, хоть и торопился. Виды в Татрах такие, что периодически хочется останавливаться, выходить из машины и просто смотреть, не думая о времени. Спишский же град, впрочем, и в закатных лучах выглядит крайне эффектно. Охотно верю местным, что настойчиво звали посетить этот замок или хотя бы просто увидеть его в дневное время.

Кошице (Košice)

Кошице – второй по величине словацкий город с уютным старым городом с большим количеством церквей и соборов. Примечателен тем, что в нём с 1924 года проводится ежегодный забег на марафонскую дистанцию – это самый старый марафон Европы и знаковое место для многих увлекающихся бегом. Одновременно Кошице – крайняя восточная точка путешествия по Словакии. Дальнейший путь пролегал в обратном направлении в сторону столицы.

Красна Горка (Krásna Hôrka)

В 66 км от Кошице на холме стоит замок с говорящим названием Красна Горка (он и сам по себе красивый, да и стены некоторых построек окрашены в красный). Когда-то на его месте стояла крепость, защитившая венгерского короля от татаро-монголов. В зимнее время, когда сам он закрыт, внимания достойны внешнее оформление, больше похожее на резиденцию, чем на военное сооружение, а также окрестные пейзажи, особенно чудесные ранним морозным утром. 

Галич (Halič)

Ещё в 100 км западнее, неподалёку от города Лученец (Lučenec), находится Галичский замок в стиле барокко. В настоящее время в нем расположен отель, так что имеется отличная возможность провести пару ночей в настоящих средневековых интерьерах, напоминающих роскошный дворец, в своём оригинальном виде известный с 18 века.

Зволен (Zvolen)

При наличии возможности после Галичского замка можно увидеть Зволенский замок – всего в 55 километрах на северо-запад. Сам Зволен – маленький городок с небольшим количеством исторических объектов. Его замок интересен тем, что в нём расположен один из филиалов Словацкой национальной галереи, а в годы Второй мировой войны размещался штаб местного движения освобождения.

Кремница (Kremnica)

А вот что точно стоит увидеть, так это городок Кремница. До него от Зволена примерно 35 километров. Это удивительно уютное и приятное место с живописным замковым холмом, на котором расположен красивый костёл Святой Екатерины, а также рыночной площадью с хорошо сохранившейся средневековой архитектурой. В Кремнице издавна добывали золото, поэтому город процветал и дошёл до наших дней в очень хорошем состоянии. В отсутствии большого числа туристов этот городок представляется чем-то истинным – настоящей Словакией, без напускного туристического лоска. Сразу у выхода из исторического центра можно найти чудесные уютные кафе, которые непременно скрасят путешествие своим кофе и традиционной выпечкой. 

Удивительны порой стечения обстоятельств в путешествии – Кремница совершенно не входила в планы, однако было принято решение заехать туда, поскольку стало понятно, что в изначальное место назначения получится приехать уже только затемно. В этом плане, конечно, арендованный автомобиль даёт невероятные преимущества, в связи с чем рекомендую путешествовать по Словакии именно в таком формате.

Нитра (Nitra)

Заключительной остановкой перед возвращением в столицу Словакии был город Нитра – самый древний город страны (основан в 9 веке). Этот любопытный факт до посещения мне был не известен, но что я знал наверняка, так это о красивом замке с величественным епископским собором. Нитранский замок повидал нашествия и монголов, и турок. Он очень красивый в архитектурном плане и оставляет приятные впечатления благодаря красивым видам на город.

Неподалёку от Нитры есть деревня Подгайска (Podhájska) с большим спа-центром, который тоже стоит рекомендовать как прекрасное дополнение к осмотру достопримечательностей.

Почему стоит обратить своё внимание на Словакию? Словакия – самобытная страна, тщательно сохраняющая и поддерживающая свои обычаи. В ней развита инфраструктура, а цены при этом довольно низкие по меркам Европы. В ней есть огромное количество замков, ряд красивых средневековых городов и, конечно, Татры. В Словакии богатые кулинарные традиции, очень похожие на чешские, разве что пивоварение развито поменьше. А ещё, посетив Словакию, вы точно можете сказать, что побывали там, где мало кто был.  

Коротко о важном

О прокате. Рядом с аэропортом Братиславы можно воспользоваться услугами местной прокатной конторы, предлагающей гораздо более выгодные варианты (разумеется, местные Skoda), нежели сетевые международные компании. Отвечают оперативно, сайт удобный и по делу.

О вождении. На дорогах много камер, а штрафы, по словам местных, довольно высокие, так что лучше ориентироваться на знаки. Если захотите отправиться на словацкой машине в Чехию, стоит помнить, что понадобится специальная наклейка на лобовое стекло. Она называется «виньетка» и продаётся на заправках (можно прямо так и спросить – никаких английских слов придумывать не надо, вас поймут). Представлена в нескольких вариантах, в зависимости от срока действия. Попадание в объектив дорожной камеры в Чехии без этой наклейки наказывается штрафом.

О маршруте. Чехия и Словакия удобно умещаются в одну поездку. Главное – спланировать логистику и определиться с объектами, представляющими особый интерес, ведь их большое множество. Описанный маршрут по замкам Словакии вполне реально охватить за пять дней (4 ночи). Совокупное покрытое расстояние составило около 1000 км с максимальным пробегом за день в 300 км (маршрут Лиетава – Кошице). Рекомендую добавить ещё один день на более тщательное изучение национального парка Татры и Спишского града в частности, а также более размеренного путешествия в целом.

Об остановках. Советую остановиться в вашем путешествии хотя бы в одном из городов с горячими источниками (например, спа-курорт Раецке-Теплице или в деревне Подгайска, которые были упомянуты в рассказе). Такая активность может удлинить поездку, но одновременно сделает её приятнее. Недостатка в отелях и апартаментах в Словакии нет. Путешествуя на машине, предусматривайте поиск жилья с бесплатной парковкой.

О деньгах. В Словакии валюта евро, при этом цены довольно низкие, в том числе в сравнении с соседней Чехией. Можно расплачиваться картой практически везде, тем не менее небольшую сумму наличных лучше иметь на всякий случай.

По зАмкам!

80820
Ссылка на статью скопирована

Поделись с друзьями

92121
Ссылка на статью скопирована

Поставь оценку статье

Средняя оценка: 4.6 Количество оценивших статью: 5
Что улучшить?
Хотим пятерку!
Спасибо! Мы будем стараться ☺️
Подписаться
Уведомить о
0 КОММЕНТАРИЕВ
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Наша рассылка помогла сэкономить
52 436 путешественникам

Отправляем письма раз в две недели
Новости, акции, советы

Спасибо, что подписался

Читай также:

Какими будут передвижения в 2023 году: без багажа, на поездах и другие тренды
Шенгенская виза: новые правила для россиян
Как я получила французский шенген: личный опыт
А что здесь делать не зимой? Наш гид по Красной Поляне
Стюардессы в брюках и кроссовках: самая необычная форма бортпроводников