Каппадокия: личный маршрут в обход туристов - Portretix
4 февраля 2020

Каппадокия: личный маршрут в обход туристов

04.02.2020
22605
6 минут

Каппадокия – это не только полёт на воздушном шаре. В первую очередь это сказочные ландшафты и крупнейшие пещерные города, сохранившиеся с древних времён. Маргарита Пшинник делится своим маршрутом и честно говорит о минусах «распиаренного» места.

Я рекомендую остановиться в отеле в пещере (обычно в названии будет присутствовать слово «cove»).  Мы выбрали для проживания небольшой городок Гёреме, считающийся туристическим центром Каппадокии. Здесь много разных ресторанов, торговые ряды, услуги для туристов и отсюда удобно начинать путешествие даже пешком, ведь до некоторых популярных мест всего несколько километров пути.

Познакомиться с самыми яркими достопримечательностями помогут официально принятые маршруты, проходящие через самые значимые места.

Туристические маршруты по Каппадокии

Вы можете арендовать машину (как это сделали мы в местной конторе за 660 лир на три дня с детским креслом, это около 7 тыс. рублей), либо взять экскурсию – её предлагают на каждом углу и в каждом отеле, а также отправиться в свободное путешествие пешком и автостопом.

Популярность Каппадокии в последние годы столь велика, что количество туристов неизменно будет вносить свои коррективы в ваше яркое путешествие: будь то места в хорошем ресторане за ужином, полёт на воздушном шаре или посещение какого-нибудь интересного места.

К сожалению, из-за огромных очередей на вход нам не удалось попасть в крупнейший доступный для посещения подземный город Каппадокии – Деринкую (Derinkuyu), построенный в II—I тысячелетии до н. э. Многоярусное строение уходит в землю на несколько десятков метров и имело внутри залы для самых разных нужд населения, в том числе школы, конюшни и церкви. Это позволяло иметь минимальную зависимость от внешнего мира при достаточном количестве запасов еды.

Ещё одно место из списка всемирного наследия ЮНЕСКО, которое мы решили в этот раз обойти стороной – Музей под открытым небом Гёреме (Göreme open air museum). Музей представляет собой комплекс из пары десятков пещерных христианских церквей, открыты из которых всего несколько. По отзывам, там можно увидеть очень красивые фрески предположительно 11-12 веков (подобные им встречаются также в долине Ихлара). Отель, где мы остановились, был недалеко от этого места, и каждый день мы видели десятки автобусов и толпы людей, гуляющих по его территории.

Мы ничуть не опечалились тому, что в этот раз некоторые места оказались за бортом нашего путешествия, поскольку посетили множество других необыкновенно атмосферных локаций.

Недалеко от Гёреме, почти на пересечении всех трёх маршрутов есть селение Ухчисар (Uçhisar) известное еще со II тысячелетия до нашей эры. Там за 10 лир можно подняться на верх крепости, откуда открываются потрясающие виды. Да и сам городок бесподобен – хочется надеть лёгкое платье и фотографироваться с каждой дверью, столиком, телегой, окошком… Совсем рядом находится Долина голубей. Раньше здесь разводили птиц, чтобы получить их помёт, ценный для местных плодовых культур. В самой глубине долины встречаются пышные сады и пешие тропы.

После Ухчисара, следуя «зелёному пути», мы отправились в самую дальнюю свою точку – долину Ихлара (Ihlara), миновав по пути людный Деринкую и заскочив в небольшой недавно открытый (в 2007 году) подземный городок Газиемир (Gaziemir Underground City). Здесь сохранилось 2 церкви, винодельня, амбары, жилые помещения. Город этот небольшой (по крайней мере та часть, где можно гулять и в сравнении с популярными Деринкую и Каймаклы), но очень атмосферный и прекрасно подходит для знакомства с таким видом строительства. А то, что мы были здесь единственные туристы, особенно нас порадовало.

И вот уже во второй половине дня мы добрались до долины Ихлары, которая представляет собой каньон общей протяжённостью около 15 км и глубиной порядка 150 метров. На всём протяжении по дну протекает река Мелендиз. В долину имеется три основных входа (вход 30 лир с человека): в районах деревень Селиме, Белисырма и Ихлара. Преодолев 382 ступеньки вниз, мы спустились в каньон к самой реке, шли примерно час по одному берегу. Встретили церковь Yilanli IX века с изображениями библейских сюжетов, невероятные виды, только зацветающие деревья. Дошли до атмосферной чайной, где по территории гуляют гуси и куры, а уставшие путники сидят на ковре в этаком домике на ножках с крышей без стен в тени деревьев и наслаждаются звуками природы и турецким чаем…

По другому берегу путь более ровный, поэтому мы вернулись буквально минут за 20, заглянув в еще одну церковь SÜMBÜLLÜ с христианскими фресками 10-12 вв. На самом деле маршрут в каньоне рассчитан на множество километров, но был уже вечер, поэтому мы прогулялись совсем чуть-чуть. Но даже этого достаточно, чтобы увидеть, насколько там красиво!

На второй день мы запланировали отправиться по «красному пути», начав своё путешествие с Чавушина (Çаvuşin), где посмотрели на крепость, но подниматься не стали, хотя выглядела она даже интереснее, чем в Ухчисаре. Городок похож на кусочек изъеденного сыра, где люди жили до середины двадцатого века.

По пути нам встречались очень красивые долины, куда можно подъехать на машине. А буквально в нескольких минутах езды расположена небольшая, уютная и очень многолюдная долина Пашабаг (Paşabağ). Здесь можно увидеть многочисленные каменные грибы на толстых ножках. Далее мы поехали в город гончаров Аванос (Avanos). Город оказался большим и не совсем туристическим – на английском почти никто не говорил. Сейчас это одно из мест Каппадокии, славившееся своим гончарным мастерством по технологиям с хеттских времен (примерно 2000 годов до н.э.). Пока мы искали место для парковки, прокатились, посмотрели, после прогулялись по набережной реки Кызылырмак и пообедали в местном ресторанчике значительно дешевле, чем в Гёреме. Также в этом городе находится, пожалуй, один из самых необычных музеев мира, где экспонатами являются более 16 тыс. экземпляров прядей женских волос, добровольно отданных хозяину этого заведения в дань его печальной истории.

Из Аваноса мы проложили свой путь в караван-сарай Сарухан (Saruhan Kervansaray), построенный в 1249 году. Караван-сарай оказался почти безлюдным. За 4 лиры я вошла внутрь и почувствовала тот восточный колорит, который встречался в арабских сказках. Сразу захотелось пересмотреть какое-нибудь кино про восток, торговцев, походы на верблюдах… это небольшое пространство имеет посередине площадь, с одной стороны которой закрытые комнаты, с другой – открытые, где лежит ковёр, на нём низкий стол, а вокруг места для отдыха. Однако, комнаты немного лишены антуража современными телевизорами и какими-то вещами, вероятно, принадлежавшими охране или настоящим сотрудникам караван-сарая. Именно переустройство этого места в середине 18 века дало новый виток развития унывающему Аваносу.

После мы поехали в музей под открытым небом Зельве (Zelvе Açık Hava Müzesi). Вход всего 15 лир, туристов несколько человек, а виды бесподобные. Настоящий пещерный город, не очень большой, но со своей логикой, историей и шармом. Место нам всем очень понравилось, гулять к вечеру было комфортно, так что наш ребенок прошел весь маршрут самостоятельно. В лёгком темпе нам потребовался примерно час на осмотр. А какая там цветущая яблоня! Какие в Каппадокии весной невероятные цветущие вишни и яблони по всем долинам, невозможно пройти мимо и, судя по всему, они дикие.

Уже на закате мы попали в Долину любви (Cappadocia Love Valley, Görkündere). Кстати, официальное её название Baglidere Valley. По незнанию представляешь себе каменные статуи в виде сердец, но всё гораздо проще – долина заполнена огромными столбами в виде фаллосов. Вот уж поистине каприз природы. Посмотрели на неё мы сверху со смотровой площадки. Здесь прекрасный обзор, скамеечки для поцелуев, деревья, украшенные кувшинами и синими глазами…

Следующий день мы решили начать с пешего маршрута, насколько это возможно с четырёхлетним ребенком. Доехали до Чавушина на машине и отправились в сторону Гёреме. Мы шли невероятной красоты долинами, ущельями, пещерами. Перешагивали через ручей. Местами путь был не самый простой. За час мы осилили около двух километров. И в районе Розовой долины наша тропа (чёткая и протоптанная явно годами) уперлась в настолько крутой обрыв, что ни мы, ни еще с десяток других туристов, что подошли позже, не решились делать в этом месте спуск. В итоге мы сделали привал и после отправились в направлении машины. Спустя некоторое время мы вернулись к своей точке отправления через нереальной красоты поляну, так что от цвета рябило в глазах.

После обеда в Чавушине доехали до долины Дервент (Dervent vadisi), где сделали фото с главным экспонатом в виде каменного верблюда и поехали в Ургюп (Ürgüp), который оказался большим полноценным городом, где старинные дома из мягкого туфа розового и песочного цвета с красными черепичными крышами очень гармонично прилегают к большой скале, изрезанной пещерами. Однако, мы были немного озадачены тем, как такая красивая часть, в красивом месте на холме совсем не оберегается. Повсюду много мусора. Многие пещеры загажены и больше похожи на заброшенные гаражи и подсобные помещения; в некоторых кто-то живёт. Самодельная дверь, верёвки для белья, газовая плита на улице. Дикие кошки и собаки, кости какого-то крупного животного разбросаны.

После небольшой прогулки по городу мы поехали на точку повыше Виноградной церкви (Üzümlü Kilise), откуда открывается идеальный вид на закат. В ожидании захода солнца мы решили спустится к самой церкви примерно на сотню метров вниз по виляющей песчаной тропе. Путь оказался не из лёгких, так что закат мы пропустили и смогли посмотреть его только через камеру поднятого вверх квадрокоптера. Однако церковь оказалась в очень живописном месте в скале в окружении гор, рядом дикая вишня, чья-то пашня и закрытая чайная.

От последнего, четвёртого, дня в Каппадокии у нас была всего половина, которую мы посвятили прогулке по ближайшей очень красивой долине Киликлар (Kılıçlar Vadisi), которая берет свое начало у музея под открытым небом Гёреме. Сначала мы шли по достаточно ровной дороге, потом меж пещер, полей и пастбищ дошли до спуска в долину с другой стороны. Спустившись и немного пройдя по равнине, мы оказались в узком ущелье, по которому залезали наверх (в одном месте кто-то прикрепил целых три настоящих лестницы) и вышли снова на достаточно ровный участок, где встретили небольшую сухопутную черепаху, достаточно злобно шипящую на нас. Так, уже без приключений, мы вышли немного выше музея, в паре километров от Гёреме, куда и отправились на обед, а после в аэропорт.

В отеле нам заказали групповой трансфер за 40 лир с человека. До аэропорта Кайсери примерно полтора часа пути. Аэропорт очень-очень маленький: стойка регистрации почти рядом с выходом на посадку. Есть отделение почты, кафе и пара киосков. И хотя аэропорт Невшехира сильно ближе к Гёреме, мы выбрали перелёт туда и обратно из Кайсери, так как по цене билеты более выгодны и больше выбор рейсов, в том числе дневных.

Каппадокия – потрясающее место. Она подойдёт самому искушённому туристу, любителю посмотреть что-то новое и необычное, научному исследователю, путешественнику на воздушном шаре, паломнику. За эти четыре дня мы измазали кучу солнцезащитного крема, исходили километры дорог, увидели поистине настоящие чудеса природы, прикоснулись к истории. И, кажется, это была моя юбилейная десятая поездка в очень разную и гостеприимную Турцию.