Как летали до появления стюардесс?
Когда мы садимся в самолёт, нас встречает улыбчивая бортпроводница или приятный бортпроводник. Они помогают разместить багаж, следят за безопасностью и приносят еду и напитки. Но так было не всегда. Долгое время пассажиры летали без стюардесс. Кто тогда помогал пассажирам? Почему сначала эта профессия была мужской, потом женской, а теперь в ней работают и мужчины, и женщины? Рассказываем об этом в статье.
Полёты без стюардесс
Первые пассажирские авиарейсы начались в 1910–1920-х годах. Эти полёты были совсем не такими, как сегодня. Самолёты были небольшими, в салоне было холодно и шумно, а тряска ощущалась сильнее, чем в современных авиалайнерах. Вместо удобных кресел могли быть обычные деревянные лавки. О ремнях безопасности тогда даже не задумывались.
Обслуживание на борту отсутствовало. Пассажиры брали еду с собой, а если кому-то становилось плохо, ему приходилось справляться самостоятельно. Основное внимание уделялось не комфорту, а самой возможности летать. За порядком в салоне могли следить пилоты или механики, но их главной задачей оставалось управление самолётом и его техническое обслуживание.
Со временем авиакомпании поняли, что пассажирам нужна поддержка. В 1922 году в Германии появились первые бортпроводники – мужчины, которые помогали пассажирам пристегнуться, раздавали пледы и следили за порядком. Но настоящая революция произошла в 1930 году, когда в небе появились стюардессы.
Эллен Черч – первая в мире стюардесса
Первой стюардессой в мире стала Эллен Черч. Она была дипломированной медсестрой и увлекалась авиацией. Мечтала стать пилотом, но в те годы женщин не допускали к управлению самолётами. Тогда Эллен предложила авиакомпании Boeing Air Transport (предшественнице United Airlines) нанимать на рейсы женщин, которые могли бы помогать пассажирам и оказывать медицинскую помощь.
15 мая 1930 года она отправилась в первый рейс в новом статусе. В её обязанности входило встречать пассажиров, помогать с багажом, подавать еду и напитки, следить за безопасностью и успокаивать тех, кто боялся летать.
Идея оказалась удачной, и вскоре авиакомпании начали массово нанимать стюардесс. Постепенно профессия бортпроводника перестала быть мужской – женщины быстро вытеснили мужчин из этой сферы. В те годы считалось, что женщины лучше подходят для такой работы. Они были терпеливыми, доброжелательными и внимательными к пассажирам.
После нескольких лет работы в авиации Эллен вернулась в медицину. Во время Второй мировой войны она служила в армии, помогая раненым солдатам.
Появление первых стюардесс в СССР
В Советском Союзе профессия стюардессы появилась позже, чем в США. Первый пассажирский рейс с участием бортпроводницы состоялся 5 мая 1939 года. На самолёте ПС-84, выполнявшем рейс Москва – Ашхабад, работала Эльза Городецкая – первая стюардесса в СССР.
После успешного первого рейса началась активная подготовка новых стюардесс. Уже к началу 1940-х годов в СССР работали десятки бортпроводниц. Со временем сервис на борту становился всё лучше, а профессия приобрела престиж.
Чтобы работать стюардессой в СССР, необходимо было соответствовать строгим требованиям. Принимали только молодых женщин до 25 лет, с ростом не выше 160–165 сантиметров, хорошим здоровьем и приятной внешностью. Помимо обслуживания пассажиров, их обучали оказанию медицинской помощи.
Когда мужчины вернулись в профессию
Хотя первыми бортпроводниками были мужчины, в 1930-х и 1940-х годах их почти полностью заменили женщины. Считалось, что женщины лучше справляются с этой работой, так как обладают мягкостью, внимательностью и стрессоустойчивостью.
Ситуация начала меняться в 1970-х годах. В США и Европе мужчины стали возвращаться в профессию благодаря борьбе за равноправие. В СССР мужчины продолжали работать бортпроводниками в грузовой и военной авиации, но на пассажирских рейсах их практически не было. В России мужчины начали массово работать бортпроводниками только в 1990-х годах.
Сегодня профессия остаётся преимущественно женской. По разным оценкам, 70–80% бортпроводников – женщины. В некоторых странах, например в Германии или США, мужчин больше – до 40%. В России их доля составляет около 10–20%, но постепенно растёт.
Как правильно ‒ стюардесса или бортпроводница?
Слово «стюард» пришло в русский язык от английского steward, которое происходит от староанглийского слова stigweard, что означало «страж дома» или «дворецкий». Позже это слово стали использовать для обслуживающего персонала на кораблях, а затем – в авиации. Женская форма – stewardess.
В Советском Союзе ввели русскоязычные аналоги – «бортпроводник» и «бортпроводница». Они подчёркивают основную задачу сотрудников – сопровождение пассажиров на борту самолёта.
Спасибо! Мы будем стараться ☺️