Эпилептический припадок и неработающие закрылки: 5 историй бортпроводников о первом полёте
20 декабря 2021

Эпилептический припадок и неработающие закрылки: 5 историй бортпроводников о первом полёте

20.12.2021
4015
7 минут

Не каждый первый рейс проходит, словно сюжет приключенческого фильма, но эти яркие впечатления запоминаются надолго. Пять бортпроводников поделились историями о дебютном полёте.

Первый полёт бортпроводника — это своего рода процесс инициации. Возможность проявить себя, по-новому взглянуть на плюсы и минусы профессии. 

Требования авиакомпаний к подготовке персонала отличаются, но, как правило, самый первый полёт — ознакомительный (обзерверский). Бортпроводник летит дополнительным членом экипажа. Он не работает, больше наблюдает за действиями коллег, проходит проверку теоретических знаний. Обязательно присутствует в кабине пилотов во время взлёта и посадки. 

Потом предстоит несколько вылетов под присмотром опытного инструктора («провозка»), после чего недавний ученик становится полноценным членом кабинного экипажа, но ещё на месяц в качестве стажёра.

бортпроводник

Бортпроводник — это первый человек, который поможет в полёте, и последний, кто покинет самолёт

Марина уже год летает на самолётах Boeing 737-500. Когда девушка переехала в Москву, она часто ходила на собеседования. На вакансию бортпроводника откликнулась больше из любопытства. Но после того, как прошла серьёзный отбор (из 35 кандидатов приняли только троих), решила попробовать себя в новой профессии.

«Ночной рейс из Москвы в Красноярск, время в полёте — 4,5 часа. Уже начинало светать, большая часть пассажиров спала. Мы с коллегой стояли в рабочей зоне и разговаривали. Вдруг две девушки во втором ряду резко вскочили с кресел и начали кричать. Когда я подошла, то увидела, что у мужчины, сидящего у окна, начались судороги.

Несколько секунд была в ступоре, неужели это происходит со мной? Потом начала осознавать, что у пассажира эпилептический припадок. И приступила к оказанию первой помощи. Вместе со старшим бортпроводником вытащили мужчину из кресла, расположили в проходе, подложили мягкий валик под голову. В какой-то момент маска на лице пассажира стала красной от крови. Мы испугались, что у него началось внутреннее кровотечение. Выяснилось, что он прикусил себе язык. Приступ длился 20 минут, мы находились рядом, следили за тем, чтобы мужчина не поранился. На борту оказался врач — это большая удача. Он был с нами, пока припадок не закончился. Мужчина очнулся, пришёл в норму и ничего не помнил о произошедшем.

У остальных пассажиров началась лёгкая паника, вокруг собралась толпа. Успокаивали их: «Мы оказываем помощь, ситуация под контролем, всё будет в порядке. И вам придём на выручку, если потребуется».

После этого рейса я стала уверенней в себе. Зачем бояться, если могу исправить ситуацию, помочь человеку — именно к этому меня готовили. Я не испугалась, своевременно приняла необходимые меры — в тот момент чувствовала себя супергероем.  

В нашей работе мало романтики, но я реалист и знала, куда иду. Сложнее всего на длинных маршрутах — часто пассажирам становится плохо, начинаются проблемы с сердцем, давлением. Тяжело даются для организма ночные полёты. Но эта работа помогла мне развить пунктуальность, дисциплину и стрессоустойчивость. А частое улаживание конфликтных ситуаций с пассажирами сделало меня хорошим психологом». 

бортпроводник

Лёгких профессий не бывает

По словам Андрея, бортпроводником он стал по счастливой случайности. Десять лет назад вернулся из армии и искал работу. Его друг был стюардом и предложил ему тоже попробовать.

«Я устроился на работу в замечательное время. В авиации был подъём, мы выполняли много международных рейсов. Направляли в командировки в Таиланд, Турцию, Египет, Испанию. До этого я вообще не путешествовал. 

Самый страшный случай за всю карьеру произошёл как раз в самом начале. Это было летом, мы летели по маршруту Москва-Владикавказ. Шли на снижение, командир корабля дал команду бортпроводникам занять свои места, приступали к посадке. Я тогда работал в экономическом классе, мы с коллегой находились в хвостовой части воздушного судна. Через какое-то время заметили, что по салону самолёта в нашу сторону идёт бортпроводник-бригадир. Её вызвал в кабину капитан корабля и сообщил, что вышли из строя закрылки, поэтому будем садиться на полной скорости. Вероятно, выкатимся за лётное поле, прокатимся на брюхе самолёта. Нужно будет незамедлительно эвакуировать людей. Предупредила нас и ушла.

В тот момент я напрягся, начал прокручивать возможные негативные сценарии. У моей коллеги, совсем молоденькой девушки, началась паника, она заплакала. Я собрался и сосредоточился на поставленной задаче. Пассажирам о ситуации не сообщалось.

Идём на посадку, вижу в иллюминатор — земля ближе и ближе. И вот-вот уже должны коснуться взлётной полосы. Вдруг нос самолёта вздымается, резко взлетаем и уходим на второй круг. Через какое-то время снова подходит бортпроводник-бригадир и говорит, что закрылки заработали и сейчас сядем в штатном режиме. Девушка рядом со мной успокоилась. Я остался напряжён до самой посадки — кто знает, не откажут ли снова.

Благополучно сели, я вышел из самолёта, стал обходить. Посмотрел на крыло снизу и увидел там масляные потёки из стыков, где заклепки. Весь экипаж отправили в медпункт для обследования и проверок – стандартная процедура после авиационных инцидентов. Потом ещё 4-5 часов ждали, пока за нами не прилетел пустой борт.

В начале карьеры был только восторг: столько возможностей для путешествий. Побывал во многих странах и в самой отдалённой точке России, столице Чукотки — городе Анадырь. Отсюда до Аляски рукой подать. Вот кто этим ещё может похвастаться?  

За годы работы я понял смысл высказывания «лёгких профессий не бывает». И, может, мы тут киркой не машем, не надрываем спину, но устаёшь морально и психологически. В день можешь выполнять 3, а то и 4 рейса. Через тебя проходит 400 пассажиров и с каждым должен как минимум поздороваться, со многими пообщаться — даже это некоторые не выдерживают».

полет

Первый полёт навсегда остаётся в сердце

Полина (@polinessaa) работает в авиации с 2017 года. Стать бортпроводницей мечтала с пяти лет. Детство девушка провела в городе Жуковский. Неподалёку находится аэродром, поэтому взлетающие и идущие на посадку самолёты стали неотъемлемой частью её жизни. Часто с родителями посещала авиационный салон «МАКС». Поэтому день, когда она вошла на борт Boeing 737-800 как член экипажа стал один из самых знаменательных.

«С волнением ждала первого полёта, но его дату постоянно переносили. Назначали на следующий день, а потом откладывали на неделю. В итоге утвердили на рейс до Кёльна. От этой новости пришла в восторг, надеялась, что будет возможность посмотреть город. Оставался день до полёта, когда мне изменили пункт назначения на Нальчик. Такая перемена меня сначала огорчила. Но потом подумала, неважно куда лететь, главное — скорее оказаться в небе.

Вылет был ранний, встала в 4 часа. Испытывала волнение, не могла заснуть от роя мыслей в голове. Тщательно собиралась на рейс: сделала аккуратный классический пучок, идеальный макияж. Заранее вышла, приехала рано в аэропорт, ждала коллег.

В тот момент, когда надела форму, начало приходить осознание: «Я бортпроводник». Уже в аэропорту ощущаешь себя частью чего-то большого и авиационного, идёшь, гордо расправив плечи, с тобой здороваются, спрашивают о полёте.

На брифинге проводилась проверка знаний: ты обязан знать теорию, быть готовым ко всему, эффективно работать как в команде, так и самостоятельно, в случае аварийной ситуации действия должны быть решительными и профессиональными. На вопросы ответила блестяще.

В самолёте наблюдала за работой других бортпроводников, задавала миллион вопросов: «А это что?», «А это как сделал?». Мне очень понравился мой первый экипаж — все очень опытные, доброжелательные, отзывчивые.  В свободные минуты постоянно смотрела в иллюминатор размером с ладошку (у нас он не такой большой, как пассажирские) и восхищалась видами. Надо мной все по-доброму смеялись, у большей части команды этот первый восторг уже прошёл. Они сказали, что я их очень вдохновила.

На обратном пути мне разрешили побыть в кабине пилотов во время посадки в Москве, в аэропорту Внуково. Это было настолько восхитительно, такие шикарные виды! Я расплакалась от счастья. Не могла поверить, что всё это происходит со мной. Наконец достигла цели, к которой так долго шла.

Первый полёт только укрепил мою любовь к этой профессии. Трепет от живописных видов или красочных закатов в иллюминаторе не прошёл до сих пор. Конечно, эта работа не из лёгких. Постоянно находишься в боевой готовности. График работы составляется на две недели, но всё может измениться в любой момент. Могут позвонить в выходной день, попросить выйти в рейс. На борту всё время находишься на ногах, с большим количеством людей в одной коробке. Всегда есть недовольные или те, кто просто пытается отвлечь от выполнения обязанностей долгими разговорами. Добавьте сюда смену часовых поясов, климатических условий, авиационный шум от двигателей, непрерывный галдёж людей, их пристальное внимание — всё это морально тяжело».  

полёт

Не знаешь, где окажешься завтра

Наталья стала бортпроводником ради возможности увидеть мир. За 9 лет работы побывала во многих уголках земного шара. В начале её профессионального пути программа обучения на земле не была такой основательной, как сейчас. Например, отсутствовали тренажёры кабины самолёта, поэтому основную подготовку она проходила уже на борту во время «боевых» рейсов, выполняемых в качестве стажёра.

«Первый полёт у меня получился короткий, скомканный. Маршрут — Самара-Москва, время в пути — 1 час 20 минут. В этот день я не должна была выполнять рейс. Вызвали другого стажёра, а у неё документы оказались не в порядке. За полчаса собрала свои вещи, документы, побежала в аэропорт — на тот момент жила рядом. За 10 минут мне рассказали, что нужно делать, и мы направились на авиалайнер.

Мне как стажёру показывали, что и где находится, как работает. На обучении я это видела только на картинках. Работа начинается с проверки своей зоны самолёта по чек-листу: аварийно-спасательное оборудование, огнетушители, трапы. Когда летишь в качестве стажёра, все твои действия проверяет опытный бортпроводник.

Конечно, это очень волнительно, особенно во время демонстрации. Когда показываешь аварийные выходы или берёшь инструкцию по безопасности, дрожат руки, и все это замечают. По прилёте обратно (разворотный рейс) у меня не было осознания значимости этого события. Понимание начало приходить через сутки: вспоминала, что делала, говорила, какие вопросы остались.

На первых рейсах эмоции зашкаливают. Ситуации были разные. Например, пролила томатный сок на пассажира. Сейчас для меня уже нет ничего удивительного, даже если пассажиры очень плохо себя ведут. Могу за 10 минут собрать чемодан в любую точку мира.

После этого полёта разочарования не было ‒ знала, куда иду. Первые 5 лет с удовольствием ходила на работу, сейчас энтузиазма меньше. В отрасли всё постоянно меняется — указания Росавиации, правила, положения. Сложно привыкать к новому».

полет

Я ткнула пальцем в небо и попала

Анастасия (@anastasiya_rudskikh) не грезила авиацией с детства. Три года назад девушка искала работу после выхода из декрета. Как-то вечером она переписывалась с подругой, которая работала стюардессой и любила свою профессию, увлечённо о ней рассказывала. На следующий день в интернете она увидела рекламу о наборе на должность бортпроводников без опыта, и из чистого любопытства девушка отправила резюме.

«Первый самостоятельный полёт, который у нас называют «боевым крещением», проходил по маршруту Сочи-Казань. Перед вылетом была паника, как будто и не было до этого рейсов с инструктором. Всё было словно в первый раз. Предупредила команду, что впервые лечу самостоятельно, попросила отнестись с пониманием и помочь. В нашей компании замечательный коллектив, всегда подскажут, придут на выручку.

Пассажирами самолёта по большей части были арабы, которые летели на экономический форум. Они очень шумные. Ещё в воздухе висел тяжёлый аромат духов на основе эфирных масел. В замкнутом помещении от них становилось плохо, начинала кружиться голова. Под конец некоторые пассажиры стали падать в обморок от этого непривычного насыщенного запаха. Во время посадки мы сидели в хвостовой части самолёта, спиной к направлению движения. В этот момент мы не видим, что происходит в салоне. Уже заходим на взлётную полосу, поворачиваю голову и вижу, что рядом стоит молодой человек, а ему плохо.

Нас предупредили, что на рейсе будет много иностранцев, и я повторила необходимые фразы на английском. И вот вышли обслуживать пассажиров — разносить напитки, питание. Когда пыталась разговаривать с ними, меня вообще не понимали. И только под конец рейса мы поняли, что фраза вроде «water ice» — значит не вода со льдом, а обычная вода. А я пыталась объяснить, что у нас нет льда на борту.

В профессии не разочаровалась. Если бы что-то не устраивало, то сразу бы ушла. Нравится, что постоянно находишься в движении. Здесь нет места монотонности — каждый рейс приносит что-то новое. «День сурка» — не про жизнь бортпроводника. Это привлекает больше всего. Приятный бонус — это скидки на авиабилеты компаний альянса для меня и членов семьи.

Эта работа не для каждого. Но мне подходит. Не чувствую перепадов давления, смены часовых поясов, климата — быстро адаптируюсь к новым условиям. Тяжело бывает в сезон с мая по октябрь — работаем в напряжённом графике по 6 дней подряд с одним выходным». 

 


49799
Ссылка на статью скопирована

Поделись с друзьями

31740
Ссылка на статью скопирована

Поставь оценку статье

Средняя оценка: 4.5 Количество оценивших статью: 48
Что улучшить?
Хотим пятерку!
Спасибо! Мы будем стараться ☺️
Подписаться
Уведомить о
3 КОММЕНТАРИЯ
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Карина

Интересные и захватывающие истории! Желаю всем бортпроводникам легких полетов и мягкой посадки! Вы классные!

Ольга

Вот на меня однажды стюардесса пролила томатный сок. Даже не извинилась. Видать тоже в первый раз на борту. В результате я как свинья грязная прилетела в культурную столицу нашей Родины.

Наталия

Статьи очень интересные и познавательные. Сама с детства мечтала стать бортпроводницей. Но не сложилось. О чем очень жалею. Путешествовать люблю.

Наша рассылка помогла сэкономить
70 000 путешественникам

Отправляем письма раз в две недели
Новости, акции, советы

Спасибо за подписку!

Читай также:

1614
Китайский Санторини и другие копии известных локаций
Читать полностью
2092
Как покупать билеты, чтобы сэкономить
Читать полностью
4791
Что делает сухогруз «Рио» на берегу Чёрного моря
Читать полностью
9644
Россияне мечтают встретить Новый год в Чехии, Италии и Сочи
Читать полностью