Что не так с power bank в самолёте?
Решили разобраться, почему в самолётах ограничивают провоз и использование пауэрбанков.
Пауэрбанки ‒ в ручную кладь
Главное правило, которым следуют все авиаперевозчики, ‒ запрет провозить пауэрбанки в багаже. Это требование Международной организации гражданской авиации (ICAO) и Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), которое было введено в 2016 году.
Если пауэрбанк загорится в салоне, экипаж сможет оперативно принять меры. А вот в случае ЧП в багажном отделении детекторы дыма могут сработать с задержкой, а каждая секунда на счету. Кроме того, давление и температура в багажном отсеке изменяются сильнее, чем в салоне, что повышает вероятность перегрева или короткого замыкания аккумулятора.
Что представляет собой пауэрбанк и чем он опасен?
Пауэрбанк — это портативный аккумулятор, содержащий литий-ионные или литий-полимерные батареи, которые накапливают и отдают энергию. Эти батареи эффективны, но имеют одну особенность: в определенных условиях они могут перегреваться, самовозгораться и даже взрываться.
Их основная проблема связана с возможностью теплового разгона (thermal runaway) — цепной реакции, при которой нагрев одного элемента приводит к неконтролируемому повышению температуры и воспламенению соседних ячеек.
Если power bank поврежден, неправильно хранится или контактирует с металлическими предметами (например, монетами или ключами в сумке), возможно короткое замыкание. Это может привести к перегреву и возгоранию.
Ограничение по мощности
Обычно разрешены аккумуляторы ёмкостью до 100 Вт·ч (ватт-часов) без согласования с авиакомпанией. Power bank с ёмкостью от 100 до 160 Вт·ч можно провозить только с разрешения перевозчика, а свыше 160 Вт·ч – полностью запрещены к транспортировке на пассажирских рейсах.
Правила могут немного различаться, поэтому стоит уточнять у конкретного перевозчика. Например, S7 советует проверить, что: «энергоемкость аккумулятора не выше 160 Вт*ч и аккумулятор содержит не больше двух граммов металла лития».
У «Аэрофлота» немного другая формулировка:
- «содержание лития в литий-металлических батареях – не более 2 г;
- удельная мощность литий-ионных батарей – не выше 100 Втч;
- устройства с батареями удельной мощностью свыше 100 Втч (до 160 Втч) включительно допускаются к перевозке в количестве не более двух единиц и только при условии согласования с авиаперевозчиком;
- Зарядные банки и запасные батареи с содержанием лития и удельной мощностью свыше 160 Втч ЗАПРЕЩЕНЫ для провоза пассажирами».
Инциденты
По данным исследований Федерального управления гражданской авиации США (FAA), с 2006 года зарегистрировано более 400 инцидентов с воспламенением литиевых батарей на борту самолётов, включая случаи с Power Bank.
Вот лишь несколько известных примеров:
- В 2017 году самолёт American Airlines экстренно посадили после того, как в салоне загорелся пауэрбанк.
- В 2018 году в самолёте China Southern Airlines загорелось устройство, находившееся в рюкзаке пассажира.
- В 2020 году произошло возгорание аккумулятора на борту Delta Airlines, что потребовало срочного вмешательства экипажа.
В ответ на возросшее число инцидентов многие авиакомпании ужесточили правила. Например, в марте 2025 года Управление гражданской авиации Гонконга обязало местные авиакомпании запретить пассажирам использование и зарядку пауэрбанков во время полёта, а также хранение их в верхних багажных полках. Это решение последовало после инцидента на борту рейса Hong Kong Airlines, где возгорание в отсеке для ручной клади, предположительно вызванное пауэрбанком, привело к вынужденной посадке.
Южнокорейские авиакомпании, включая Korean Air и Asiana, также ввели запрет на хранение пауэрбанков в верхних багажных отделениях и их зарядку во время полёта. Пассажирам предписано держать эти устройства при себе.
Как путешествовать с пауэрбанком безопасно?
Чтобы избежать проблем при перелёте, следуйте этим рекомендациям:
- Уточните требования вашей авиакомпании перед полётом.
- Выбирайте пауэрбанки с сертификацией безопасности (например, UL, CE, FCC).
- Не заряжайте пауэрбанк во время полёта.
- Держите устройство при себе и следите за его температурой.
- Не используйте повреждённые или некачественные аккумуляторы.
Спасибо! Мы будем стараться ☺️